Бог анмие и манги - Осаму Тедзука


Осаму Тэдзука (яп. 手塚 治虫 3 ноября 1928 — 9 февраля 1989) — известный японский мангака и аниматор. Известен за огромный вклад, совершенный им в дело становления аниме и манги.

Тэдзуку часто называют «богом аниме и манги», поскольку именно его работы принесли этим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития. Им был придуман характерный стиль отрисовки лица с увеличенными и сильно детализированными глазами. Тэдзука создал его под впечатлением от иностранных мультфильмов того времени, таких, как Микки Маус Уолта Диснея.

Настоящее имя Тэдзуки читается так же, как и его псевдоним, но пишется в один иероглиф. Для создания псевдонима Тэдзука добавил к своему имени иероглиф "муси" - "насекомое". Это произошло еще в 1937 году, когда мальчик увлекся энтомологией и нашел в энциклопедии слово "осамуси" ("жужелица"), которое буквально переводится как "главное насекомое, большой жук". Любовь к энтомологии, биологии и природе Тэдзука сохранил на всю жизнь.

Родился Осаму 3 ноября 1928 года. Семья его принадлежала к японской интеллигенции, и мальчик рано познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и мировой культуры. Его отец был врачом, и очень сильно увлекался кино. У них дома был даже кинопроектор, большая редкость в Японии. А мать была поклонницей театра Такарадзука. Мальчик унаследовал оба их хобби, добавив к ним страсть к рисованию. Желание стать аниматором у Осаму появилось после того, как он увидел в 1945 году полнометражный анимационный фильм режиссера Эдзо Мицуё "Момотаро - божественный моряк".

В 1946 году, начав публиковать в газете "Mainichi" четырехрисуночную мангу "Дневник малышки Ма", он дебютировал как мангака. Однако уже спустя год Тэдзука выпустил мангу, в одночасье сделавшую его знаменитостью Осаки - "Новый Остров сокровищ".

После того, как он стал знаменит, ему стало приходить множество предложений от многих журналов, и он соглашался на каждое из них. Например, в журнале "Manga Shounen", он начал публиковать мангу "Император джунглей", в журнале "Shounen" - мангу "Tetsuwan Atomu", а в журнале "Shoujo Club" - первую в истории Японии сёдзё-мангу "Рыцарь с ленточкой".

Но Тэдзуку был разочарован тем, что аниме не пользуется в Японии такой же популярностью, как американские мультсериалы. Чтобы исправить эту ситуацию он создал анимационную студию "Mushi Productions". Для эксперимента он выпустил полнометражный фильм "История одной улицы". Среди широко известных произведений Тэдзуки — Astro Boy, Black Jack, Princess Knight, Phoenix, Jungle Emperor Leo (Kimba the White Lion) (который, возможно, и вдохновил позднее компанию Диснея на создание мультфильма Король Лев). Его существеннейшей работой стал Phoenix, история о жизни, смерти и Жар-птице, чья кровь дарует выпившему её бессмертие. Тэдзука признавался, что образ Жар-птицы был создан под впечатлением мультфильма Конёк-Горбунок советского мультрежиссёра И.П.Иванова-Вано.

В дальнейшем "Mushi Productions" начала выпуск своего первого цветного ТВ-сериала "Император джунглей". Однако в 1970 году Тэдзука отходит от руководства "Mushi Productions", а через два года компания терпит банкротство и переходит в другие руки. Но это не изменило отношения Тэдзуки к аниме, и свою детскую любовь он не забыл. Он основал студию "Tezuka Productions".

В 1989 году, в возрасте 60-ти лет, Тэдзука скончался от рака желудка. Хотя за пределами Японии его смерть была почти не замечена, в самой стране она стала национальной трагедией. Многие не верили и не хотели верить, что Тэдзука, до самого конца остававшийся энергичным и фантастически трудолюбивым, многие годы умирал от ужасной болезни.

В 1994 году в Такарадзуке был открыт посвященный ему музей, а компания "Tezuka Productions" подготовила к изданию его полное собрание сочинений и до сих пор неплохо зарабатывает на наследии мастера. В 1997 году были выпущены марки, посвященные Тэдзуке.

В памяти тех, кто его знал близко, Тэдзука остался великим творцом и гуманистом, но не лишенным и некоторых "детских" слабостей. Так, Тэдзука всю жизнь по-доброму завидовал своим последователям и часто сетовал, что не может занимать первые строчки всех манга-хитпарадов для всех возрастов. А, начав лысеть, он стал носить берет, ставший его фирменным знаком.

Великий мангака, Тэдзука был и остается величайшим мастером японских комиксов. Однако величайший его вклад в японскую и мировую культуру заключается не в самих его произведениях, а в том, что его творчество и его помощь вдохновили множество последователей, пошедших дальше его. Работы Тэдзуки были замечательны, но при этом всегда казалось, что их можно сделать лучше, что "тема не закрыта", ее можно развивать дальше. Будучи первопроходцем и гением, Тэдзука не стал манга-деспотом и всегда был открыт для новых идей. А его наработки в области организации создания аниме до сих пор служат индустрии - как и многие придуманные им сюжеты.